понедельник, 13 декабря 2010 г.

Итоги урока внеклассного чтения по произведению Гаршина "Сказка о жабе и розе"

           Ай да Гаршин! Какое чудное произведение подарил нам! Главное, заставил поразмышлять о себе… Подумать над своими поступками, возможно, и измениться…
          Урок внеклассного чтения мы построили по опорным картам, которые помогли последовательно проанализировать произведение и прийти к выводу о том, что смертные грехи неслучайно описаны в Евангелие, что они приносят не только горе окружающим, но и разрушают самого человека…
Карта урока №1. Карта - информатор
            Всеволод Гаршин. Это имя писателя, создавшего всего лишь один том рассказов и умершего в возрасте 33 лет. Он оставил нам несколько замечательных сказок: «Сказка о жабе и розе», «Attalea princeрs», «То, чего не было». А последним произведением этого писателя стала известная многим сказка «Лягушка-путешественница».
             Родился Всеволод Михайлович Гаршин 2 февраля 1855 года в Екатеринославской губернии, в имении бабушки, которое называлось «Приятная долина». Один его дед был помещик, другой – морской офицер, отец – тоже военный, офицер кирасирского полка. С самых ранних лет сцены военной жизни запечатлелись в сознании мальчика. В семье Гаршиных жил слуга – старый солдат Жуков, участник многих военных походов. Его рассказы очень любил слушать маленький Всеволод. Под их влиянием ещё в четыре года он неоднократно собирался в «поход», на войну. Он заказывал повару на дорогу пирожки, собирал немного белья, всё увязывал в узелок, надевал его на плечи и являлся прощаться с домашними. Печальный, приходил он к матери прощаться. «Прощайте, мама, – говорил он, – что же делать, все должны служить!» «Но ты подожди, пока вырастешь, – отвечала мать, – куда же тебе идти, голубчик, такому малому?». «Нет, мама, я должен», – и глаза мальчика наполнялись слезами. Когда же очередь доходила до прощанья с няней, та начинала плакать и причитать над ним, как над настоящим новобранцем. Всеволод заливался горькими слезами и, наконец, соглашался на убеждения матери отложить поход до утра.
           Когда отец вышел в отставку, он купил дом в степном городке Старобельске. Там и прошло детство будущего писателя.
           Когда Всеволоду было пять лет, его мать уехала со старшими братьями в Петербург, а Всеволод остался с отцом.. «Жили мы с ним /отцом/ то в деревне, то в городе, то у одного из моих дядей в Старобельском же уезде, – писал Гаршин. – Никогда, кажется, я не перечитал такой массы книг, как в три года жизни с отцом, от пяти- до восьмилетнего возраста». Спустя много лет Гаршин вспоминал себя маленьким ребёнком, когда жил с отцом, как сидели они вдвоём в долгие зимние вечера, отец – за счётами, Всеволод – за книгой. Неярко горела сальная свечка, потом пламя становилось тусклым, и нужно было снимать со свечи нагар специальными щипцами. Годы, проведённые с отцом, – это не только чтение книг; это и деревенская природа, степное раздолье, птицы и животные. Всеволод целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, наблюдал за насекомыми, ящерицами, лягушками, изучал повадки зверей.
             Между тем мальчик рос, поступил в гимназию. Учился он, по его собственному признанию, «довольно плохо», хорошие отметки получал только за русские «сочинения» и по естественным наукам, которые очень любил. Однако о гимназии у него остались «самые дружелюбные воспоминания», и о своих учителях и воспитателях он вспоминал с благодарностью. Товарищи в нём души не чаяли, и он сохранил с ними добрые отношения.
После окончания гимназии Всеволод поступил в Горный институт.
             Но пора «послужить» всё же пришла, когда в 1877 году началась русско-турецкая война. Всеволод Гаршин пошёл воевать добровольцем. На войне Гаршин был ранен в ногу, его произвели из рядовых солдат в офицеры, а по окончании войны уволили в запас. Первый рассказ, который он написал, принёс ему известность, он назывался «Четыре дня» и был посвящён военным событиям. «Поводом к этому послужил действительный случай с одним из солдат нашего полка», – написал в своей автобиографии Всеволод Гаршин. В рассказе говорится о том, как раненый солдат четверо суток лежал на поле боя, мечтая всё же выжить, спасла его лишь случайность».
            70-е годы были омрачены тяжелой болезнью. Гаршин с детства страдал душевным расстройством. Умер и похоронен в Петербурге.

Карта урока №2. В.М. Гаршин. Сказка о жабе и розе. Все цветы - на первый слух - молчат,
                                                                                                Если их не спросишь ни о чем.
Верите или не верите?
1. Автор сказки «Лягушка - путешественница»_________________________
2. Родился в дворянской семье .______________________________________
3. В четыре года собрался на войну.___________________________________
4. Воспитывал отец.________________________________________________
5. Учился плохо.___________________________________________________
6. В шесть лет прочитал «Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго.___
7. Имеет образование горного инженера.______________________________
8. Совершил подвиг на войне, произведен в офицеры.___________________


Запишите содержание сказки одним предложением____________________
_________________________________________________________________

          Однажды Гаршин был в гостях у своего друга - поэта Я.П.Полонского, где играл А.Г.Рубинштейн, известный композитор того времени. Прямо против музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма несимпатичный Гаршину... неприятного вида чиновный старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него мелькнула мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове его маленькая трогательная сказка о жабе и розе.
Тема урока______________________________________________________


Артист, искусство = мир ?                                     Чиновный старик = мир ?




          РОЗА                                                                          ЖАБА




МОЛИТВА Розы:                                 Молитва Жабы (могла быть):

Грех- это…                                                 Смертный грех ?


                                                                    1)                 4)                     7)


                                                                    2)                 5)


                                                                   3)                  6)

Роза-это______________________ Жаба-это_______________________
_____________________________   ______________________________
ГИБЕЛЬ розы -  «она чувствовала, что ее срезали недаром».   ПОЧЕМУ?

               "Когда роза начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю".

Д.З.
1) Напишите всю эту историю, но от имени, от лица розы, которая и рассказывает всю эту историю Гаршину.
2) Читая мудрые и грустные притчи Гаршина, ……………………

В конце урока каждый ребенок прикрепил свой цветочек к тому "миру", к которому хотел бы принадлежать...




  ___________________________________

Выполненные  к уроку домашние работы.
Истории учащихся, написанные от лица розы...
            Я расцвела в прекрасное майское утро, увидела небо и солнце, так обрадовалась, что чуть не заплакала от счастья!
           Тут я почувствовала, что по мне кто-то ползет... Посмотрев вниз, я увидела мерзкую, противную жабу. Меня защитили мои шипы: они прорезали ей пальцы и брюхо… Следующий раз она решила съесть меня, несмотря на боль.

            Я бы так и погибла без пользы, если бы не мои маленькие друзья: Ваня и Маша. Маша вышла в сад, стряхнула с меня жабу и аккуратно меня слезала, затем занесла в дом и дала подержать своему маленькому брату, который был болен. Он так обрадовался мне, улыбнулся и сказал : «Ах! Как хорошо!» Затем замолчал навсегда. Меня Маша поставила на гробик в стакане с водой и нежно поцеловала. Я почувствовала, что жизнь прожила не зря…
           Маша так не хотела со мной расставаться, потому что я ей напоминала последнюю улыбку ее брата. Она меня засушила в толстой книге…

           Потом меня нашел писатель, которому я и рассказала всю эту историю…
Чупрова Света

Рисунок Бардадим Виктории
               Я красивая роза, расту в цветнике… Свежий ветерок проникает в мои тонкие лепесточки, на которых остались капли утренней росы.
              Возле моего цветника находился деревенский домик, в котором жили брат с сестрой… Мальчика звали Васей, а девочку - Машей. Вася очень любил цветник, приходил, садился у него на скамейке и начинал читать… Читал, читал, любовался цветником, наслаждался прекрасным ароматом от моих нежных лепестков, наблюдал за жучками, паучками…
              Потом вдруг мальчик перестал приходить… Мне было так одиноко… И вдруг меня заметила жаба… Она пыталась залезть на меня и слопать…
             Сестра Васи спасла меня от этой ужасной жабы... Девочка аккуратно меня срезала и отнесла мальчику в дом. Он был болен… Ребенок так хотел на меня посмотреть, полюбоваться мной… Вот Маша и подала ему меня, он своими слабенькими руками нежно взял меня, полюбовался мной и умер с улыбкой на лице. Мне было очень грустно и, в то же время, я радовалась, что доставила минуты счастья больному мальчику...
            Так мы с Васей обрели покой…
                                                                                                                                       Гавшин Юра



          Я распустилась в хорошее майское утро. Когда я раскрыла свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Где я жила, уже давно никто не ходил… Цветник зарос разными травами… Я росла и красовалась! На другой день я должна была распуститься полным цветом, а на третий завянуть и осыпаться...
           Вдруг я увидела злые безобразные глаза жабы. Услышала отвратительный ее голос: «Я тебя слопаю!» Я содрогнулась… Жаба начала цепляться за ветви моего куста... Я замирала от страха:
            - Господи! – молилась я, - Хоть бы умереть другой смертью!
           Но жаба карабкалась все выше и выше… Она повторяла, что меня слопает…
           Наступил вечер. Жаба куда – то пропала. Я уже забыла о своем враге… На утро я уже совсем распустилась. Прилетел соловей, забрался в мой розовый куст и запел песню. Я так была счастлива, слушая его мелодичную песню… Мне казалось, что эти песни для меня. И вдруг я услышала знакомое хрипение жабы… Она сидела на соседней ветке и пристально смотрела на меня… Жабе оставалось одно движение, чтобы схватить меня… Я поняла, что погибаю.
           И вот пришла девочка, сильно тряхнула ветку, и жаба свалилась на землю. Эта девочка меня срезала ножницами и принесла в комнату. Потом я поняла, зачем меня срезала и поняла, что недаром… Меня поставили в отдельном стакане. Рядом были целые букеты других цветов, но на них никто не обращал внимание. Когда я начала вянуть, меня положили в толстую старую книгу и засушили…
Храпач Игорь



1 комментарий:

  1. Ваша Наталья Алексеевна13 декабря 2010 г. в 14:20

    Дорогие ребята, уважаемые родители! Домашние работы (сочинения, рисунки) я буду постепенно опубликовывать. В результате урок по философской сказке Гаршина выльется в творческий проект, который навсегда останется в нашей памяти. Надеюсь, что мудрую мысль Гаршина об условном делении общества на "мир розы" и "мир жабы" мы усвоим и будем всегда тянуться к прекрасному...

    ОтветитьУдалить